Мирна Грант  Ваня

 

СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ

 

Название: Ваня
Автор: Мирна Грант
Издательство: Христианская Заря
Год: 1995
Страниц: 101
Формат: DOC
Качество: Хорошее
Серия или Выпуск: История гонимой церкви в личностях
Язык: Русский

О книге: 
16 июля 1972 года в Крыму погиб юноша, солдат. Он был верующим, и причиной его смерти стало насилие над ним. Подробности того, как и почему это произошло, описаны в этой книге.
Документальная повесть о гибели в армии бывшего Советского Союза верующего солдата Ивана Моисеева написана на основе оставшихся после трагедии магнитофонных записей. В книге приведена и официальная версия смерти юноши.

ПРЕДИСЛОВИЕ

С восхищением и благодарностью:

—    моим братьям и сестрам во Христе, которые сильно рисковали, распространяя по всему бывшему СССР и на Западе историю, случившуюся с Иваном;

—    молодому русскому солдату, который, подвергая себя опасности, встретился со мной дождливым днем на московской улице и, получив крошечный «Новый Завет», произнес: «Это самый дорогой подарок, который я мог бы получить».

«Храня молчание о зле, хороня его так глубоко внутри нас, что оно нигде не всплывает на поверхность, мы сажаем его, и оно вырастает в тысячу раз большим в будущем»

Александр Солженицын «Архипелаг Гулаг»

Я беседовал о нем с людьми, которые были лично знакомы с ним. Например, с Эдом, молодым африканцем, который учился в Керчи, там, где Ваня проходил военную службу. Они встретились за несколько дней до смерти Вани, вместе молились, вели разговор, пытаясь морально поддержать друг друга.

Для Эда Ваня — символ русской души, которая никогда не уподобится просто образу «человека и его так называемого учения», так высокомерно воздвигнутому атеистами. Эд рассказал мне и о незыблемости убеждений Вани и о его силе претворять их в жизнь. Он никогда не искал компромиссных решений. Они ему были не нужны — правда всегда победоносна, всегда и везде.

Из-за своей связи с Ваней, в результате которой Эд глубоко проник в суть духовной борьбы, бушующей в России, он был депортирован из страны. Необходимо было также расправиться с самим Ваней. Но этого нельзя было достичь посредством его высылки. Для него был уготован другой путь, о котором и расскажет эта книга.

Я также разговаривал с его пастором. Мало кто из христианских руководителей будет когда-либо иметь честь сказать о ком-либо из своих прихожан то, что этот человек сказал о Ване. В возрасте 16 лет — к тому времени он не очень давно знал Господа — он уже проповедовал в церкви. Он во всем следовал за Иисусом и хватался за любую возможность засвидетельствовать свою преданность Господу. Жизнь Вани была одной напряженной молитвой.

Что оставалось всемогущему Богу, кроме как ответить на его молитвы?

Ваня и сегодня продолжает разговаривать с молодежью России. Его пламенные проповеди обратили в веру многих молодых людей, и еще большее число людей стало верить в Бога, узнав о его смерти.

Для опубликования истории Вани было использовано то же тайное издательство, которое выпустило тысячи экземпляров Библии и сборников церковных гимнов. Этот факт послужил причиной напряженнейших поисков, предпринятых органами КГБ с целью обнаружения этого издательства. В результате сотрудники тайного издательства были арестованы. Девять молодых людей, таких же преданных делу, как Ваня! Им были вынесены приговоры от 2,5 до 4 лет каторжных работ в лагерях.

Сотрудники КГБ тщательно «прочесывали» всю страну, пытаясь найти запрещенные публикации о Ване. Агенты КГБ врывались в дома верующих. Однажды им несказанно повезло. Один из работников КГБ наткнулся на какую-то книгу, открыл ее и возбужденно воскликнул: «Да, здесь есть кое-что о Моисееве. Послушайте, здесь говорится: «Первая книга Моисеева».

Он нашел Библию. А там действительно на одной из первых страниц написано: «Первая книга Моисеева». Фамилия Вани и имя автора Книги Бытия (Моисей) звучат одинаково по-русски!

Библия занимала главное место в жизни и поступках Вани. Можно ли найти какую-либо другую книгу, которая могла бы так радикально изменить его и подготовить к вечности? Существует ли какая-либо другая книга, кроме Библии, которая может таким же образом изменить русских, англичан и весь мир?

Эта книга рассказывает о творении Господа, о власти Божьего Духа восстанавливать силу в людях. В ней также говорится о том, что такое атеизм: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс.13:1). И о Иисусе, который своей смертью и воскресением приобрел право владеть миром. Только Он один! И о полном признании этого права, и о последствиях этого. Эта книга о тех, кто заплатил свою цену за веру в Иисуса.

Меня очень тронула эта книга. И я спросил себя: «Случись так, что меня арестуют из-за моей веры, будет ли достаточно доказательств, чтобы осудить меня и сделать из меня «очевидца-мученика?» Дело Вани изобиловало доказательствами. Отсюда и появилась эта книга.

Со страхом и трепетом, благоговея перед Господом нашим Иисусом Христом, я хочу поставить свою подпись на ходатайстве о присуждении ему звания Мученика.

Брат Эндрю Гардервник, Голландия

25 сентября 1986 г.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

16 июля 1972 года в Крыму погиб юноша, солдат. Он был верующим, и причиной его смерти стало насилие над ним. Подробности того, как и почему это произошло, описаны в этой книге. Приведенные здесь факты подтверждены документально.

Смерть Вани была неординарным событием и привлекла внимание тысяч (возможно даже миллионов) людей всего мира к Советскому Союзу и его политике по отношению к религии. Убийство этого юного баптиста — это необычное явление. Церковная община, к которой он принадлежал, скорбит и о другом мученике за веру — Николае Хмаре, убитом в сибирской тюрьме еще в 1964 году. Молодые баптисты слагают стихи об этих двух мучениках и декламируют их на собраниях, чтобы эти стихи вдохновляли других верующих. И хотя смерть Вани Моисеева не является типичной, она ярко показывает ситуацию, которая потребовала вмешательства не только христиан, но и всех людей доброй воли, где бы они ни жили.

Дело в том, что в бывшем Советском Союзе враждебность Советов к религии сводилась от мер жестокого тайного преследования до более искусной идеологической борьбы. Но ни на секунду советское правительство не расставалось со своей провозглашенной им задачей искоренить все религиозные пережитки.

Эта воинственно-атеистическая политика коснулась всех церквей бывшего Советского Союза. В первые годы после 1917 года именно ортодоксальная православная церковь больше всего пострадала от атеистических атак, в то время как баптисты и другие конфессии имели относительную свободу, которую они использовали насколько могли.

Но это продолжалось недолго, поскольку Сталин все крепче и крепче брал правление в свои руки.

Во время террора 30-х годов тысячи христиан и других верующих пострадали и умерли от сталинской чистки. Вторая мировая война резко изменила ситуацию, в которой оказалось правительство. Она требовала максимальной поддержки народа, так как страна несла все более тяжкие потери. Правительство взывало к русскому патриотизму и призывало церкви сплотить и поднять своих прихожан на борьбу за национальное дело. В личных встречах между Сталиным и церковными лидерами заключались соглашения, которые и привели к ослаблению давления на церковь, а затем к «религиозному возрождению», что, очевидно, поразило власти, считавшие, что с верой покончено.

Однако новая политика была непродолжительной. Как только миновали тяжелые для страны времена, былые формы репрессий возвратились. Затем наступило время Хрущева. Несмотря на то, что Хрущев слыл человеком свободомыслящим, он фактически развернул бурную кампанию против религии, которая продолжалась с 1959 по 1964 гг., те. до отстранения его от власти. В стране в то время было закрыто около половины православных церквей. Кроме того, баптисты испытали новую волну репрессий.

Одним из проявлений этого давления было введение некоторых новых распоряжений, которые, хотя и были представлены церквам самими баптистскими лидерами, однозначно являлись результатом государственного давления. Эта кампания вызвала острую реакцию среди верующих баптистов по всей стране. Была образована «группа содействия» с целью выработки требований к Верховному Совету поставить все на свои места. Однако цель не была достигнута и в 1965 г. произошел окончательный раскол в рядах баптистов. Отколовшаяся в 1965 году группа существует и по сей день фактически на нелегальном положении. Она называется Совет Церквей Евангельских Христиан-Баптистов и именно к этому движению принадлежал Ваня Моисеев. Лидеры этой группы призывают к непреклонной верности Христу, к постоянному духовному обновлению, к евангелизации. Они также призывают к справедливости по отношению к верующим и соблюдению законности. И, таким образом, их можно рассматривать как сторонников движения за права человека, в которое они внесли большой вклад. Можно сказать, что они в значительной степени осветили тропу следования в борьбе за человеческие права в СССР, о которых много писали в последние годы. Баптисты первыми на высоком профессиональном уровне публиковали нелегально документы, листовки и даже издавали регулярные журналы, рассказывающие о своей жизни и проблемах. Они также регулярно печатали списки членов своей группы, находившихся в тюрьмах, прилагая подробную информацию о них, включавшую даже адреса сотен трудовых лагерей. Эти сведения являются бесценными для исследователей. Вот тот фон, на котором следует рассматривать убийство Вани Моисеева. Это был зверский акт, разоблачающий страх и злобу маленькой кучки людей, стоявших у власти.

Будем надеяться, что антирелигиозные кампании, подобные тем, которые имели место во времена Сталина и Хрущева, не повторятся. Одним из факторов, способных предотвратить их повторение, могла бы быть постоянная обеспокоенность за судьбу христиан сегодня и благородность поступков всех тех, кто прочтя эту книгу, не будет безразличен к судьбе ее героя.

МИШЕЛЬ БОРДО

Директор Центра по изучению религии

и коммунизма

Кент, Англия

Праздничная толпа медленно выходила из здания цирка. В толпе можно было легко распознать не только студентов, детей, со сверкающими от удовольствия глазами, но и туристов, приехавших со всего бывшего Советского Союза и дальнего зарубежья. Фонтаны на цирковой площади разбрызгивали прохладу в раскаленный после дневной жары воздух. Но среди этой толпы шел человек, вселяющий страх местным властям. Его глаза искали американских друзей, которых он обещал встретить.

В минувший вечер я сидел в одном маленьком молитвенном доме и слушал, как он читал страстную проповедь о могуществе Бога. Он цитировал Давида Ливингстона и Достоевского, ставя их в пример пастве, — людей, которые рисковали всем во имя веры.

Сейчас, спустя двадцать четыре часа, за ним по пятам шел работник КГБ, и он знал это. Он терзался в муках обеспокоенный тем, что может навлечь беду на свою семью, свою церковь, своих американских друзей. Я вдруг почувствовал, что чувство паники охватило меня. Слова пастора, обращенные ко мне, показались мне безрассудными: «Я не могу говорить: за мной следят. Да благословит Вас Бог. До свидания». В то же мгновение он исчез в толпе. Почему? Почему кого-то должно беспокоить то, что двум американским христианам и русскому пастору нужно было лично поговорить?

Именно в тот момент я понял, что должен написать книгу об Иване. Его яркая жизнь — это история всех верующих в бывшем Советском Союзе — кротких, смиренных граждан, чьи жизни — это ничто иное, как калейдоскоп из страха, неуверенности, осторожности, жертвоприношения, невероятного мужества, терпения и радости.

Иногда бывало трудно расспрашивать об Иване в самой России, т к. КГБ проводило агрессивную кампанию с целью найти и уничтожить документы, которые публикуются в этой книге, а также запугать и арестовать верующих, которые распространяли историю Вани. Но, несмотря на опасность, верующие испытывали страстное желание говорить. Зачастую слезы накатывались на глаза мужчин и женщин, повествующих о происшедшем. Нигде, ни в одном городе я никогда не спрашивал об Иване, но обнаруживал, что о нем знают.

Одна молодая женщина, инженер-химик из Омска, рассказала мне о политическом собрании, созванном руководством фабрики с целью опровержения «ложных слухов» о смерти Ивана.

Будучи в Грузии, мне пришлось однажды в парке поговорить с женщиной средних лет, с которой мы условились о встрече заранее. Ее глаза были красными от слез. Оказалось, что несмотря на то, что она все же пришла в назначенное время, у нее случилась большая неприятность. За день до этого, вечером, когда она была в молитвенном доме, в ее жилище провели обыск. Агенты КГБ искали материалы, касающиеся Моисеева, но ничего не нашли, потому что она успела за день до этого отдать их. Вместо них они забрали все ее записи, вырезки из прессы и другие материалы, в том числе Священное Писание. Рассказывая о том, что с ней случилось, она пыталась сдержать слезы, но, в конце концов, разрыдалась и все время повторяла: «Это ужасно. Это ужасно».

В связи с тем, что у Вани были близкие родственники в Германии, его семье после трагедии, связанной с их сыном, позволили эмигрировать. Позже у них бывал также один из верующих той же церкви, к которой принадлежал и Иван. Он был на его похоронах. Все они испытывали постоянную потребность в беседах о пылкой вере Ивана и решили оказать посильную помощь в издании этой книги. Каждый из них мог бы рассказать свою собственную историю о лично перенесенных страданиях.

Русский писатель Александр Солженицын обращал внимание мировой общественности на нарушение основных прав человека в СССР. Он был одним из немногих, кто выступал в поддержку диссидентского движения в Советском Союзе, представляющего собой группу интеллектуалов, которые активно защищали свободу мысли и высказываний и осуждали советскую систему коммунистического террора.

Не все в свободном мире знают, что в Советском Союзе существовало еще одно движение протеста. Оно выросло среди репрессированных и страдающих евангельских церквей по всему бывшему СССР. Некоторые местные церкви выражали протест индивидуально. С 1964 г. в Москве существовала организация с особым названием «Союз родственников заключенных». Эта группа взывала к свободе религии и решительно выступала против дискриминации, преследования, арестов, а иногда даже и убийств христиан в СССР.

Союз не имел защиты со стороны международной общественности. Его лидеров неоднократно арестовывали и ссылали. Но их место занимали столь же смелые и энергичные новые лидеры, и деятельность союза продолжалась.

Именно к этой организации обратились за помощью родители Ивана Васильевича Моисеева. Благодаря ее усилиям, история Ивана попала на Запад. Мужчины, женщины и молодежь этой организации рисковали своей свободой и жизнью, рассказывая о смерти Ивана.

Люди доброй воли во всем мире были возмущены игнорированием основных человеческих прав в тоталитарном обществе. Но этого было недостаточно. Нужно было наращивать общественный протест на всех уровнях свободного общества, с помощью которого можно было бы выступить в защиту этих бессильных людей, ставших жертвами репрессий.

Ванину историю я написал, помня тот голос, который обратился к Иоанну в Патмосе, говоря: «То, что видишь, напиши в книгу». Тот же голос так же сказал: «Действуй, а не только слушай».



Размер: 899 КБ (921 213 байт)